Уход за прямыми или уголовыми наконечниками
Если Вы купили механический (прямой или уголовой наконечник) любой фирмы, то первое что необходимо сделать в обязательном порядке - это прочесть инструкцию по эксплуатации наконечника. Особое внимание необходимо обратить на раздел: «Техническое обслуживание наконечника». Наконечник, приобретенный Вами, работает в диапазоне, от 40-40000 об/мин. Для сравнения, двигатель внутреннего сгорания Вашего автомобиля, работает в диапазоне от 500-5000 об/мин. И ни у кого из Вас не возникнет и мысли ехать на автомобиле, в картере которого уровень масла ниже положенной отметки. Даже если масло не отсутствует как таковое, а его уровень меньше положенного.
Итак, Вы купили наконечник и начали с ним работать. Если Вы будете придерживаться элементарных требований, то это даст возможность вашему наконечнику проработать в 3-4 раза дольше, чем обычно. Перед началом рабочей смены Вы берете баллон спрей-смазки, и через специальную насадку для смазки механических наконечников, которая надета на носик вашего баллона и вставлена в хвостовик наконечника (она утапливается туда на 15-40 мм, в зависимости от типа наконечника), Вы в течении 3-5 секунд смазываете наконечник. После этой процедуры рекомендуется снять насадку для смазки механических наконечников и одеть насадку для смазывания турбин. И несколько капель масла задуть в то отверстие, в которое Вы вставляете бор. Если Вы увидите, что на салфетке, в которую Вы завернули наконечник перед смазыванием, есть кроме жирных разводов, черные пятна, а это будет иметь место когда наконечник поработал, то необходимо процедуру смазки повторять до того момента, когда на салфетке, в которую завернут наконечник, появятся следы чистого масла. Таким образом, Вы вымыли из наконечника все остатки грязи и пыли, которые в нем накопились. После чего, протерев салфеткой, на 15-30 секунд включаете его в работу. Удалив лишнее выступившее масло чистой салфеткой, необходимо снять его с двигателя, и Ваш наконечник готов к работе. Его необходимо продезинфицировать, и им можно работать.
У стоматологов выработан стереотип, что наконечник необходимо смазывать в конце рабочего дня и обязательно ставить в стакан или другую емкость вниз головой. Это не совсем верно, так как смазка, которой вы смазываете наконечник, это разновидность турбинных масел, с добавлением керосина. Керосин, да и само масло, как таковое, обладает колоссальной текучестью. И за 12 часов стояния ночью, оно стечет на дно резервуара, в котором вы храните наконечники. А на шестеренках и подшипниках, либо не будет вообще ничего, либо останется ничтожный процент от необходимой смазки. И утром вынув наконечник, и начав им работать, с твердой уверенностью, что он смазан, вы фактически работаете сухим, тоесть, несмазанным наконечником. Вы можете задать резонный вопрос, где взять эту насадку для смазки механических наконечников. Ведь при покупке баллона масла, насадки отсутствуют как таковые, либо есть только насадка для смазки турбин. Действительно, в коробке с НУП-30М насадка отсутствует, как и в упаковках любых российских наконечников. Но если Вы покупаете любой импортный наконечник, от китайского до немецкого, эта насадка в виде черненькой или металлической штучки присутствует обязательно.
Есть еще одни элементарный совет по уходу за наконечниками, с которыми Вы производите хирургические операции. То есть наконечниками, которые имею контакт с кровью, физрастворами и другими агрессивными средами. Один раз в месяц проводите следующую процедуру: головку наконечника (ту часть, куда вставляется бор или фреза) опустите в емкость с «калошей» (авиационный бензин), если его нет - можно использовать А98 или А95, либо спирт, и нажмите на педаль установки. Тем самым вы заставите головку наконечника вращаться в растворителе. И из нее, в результате, Вы вымоете всю ту грязь, которая в ней накопились. После этого наконечник необходимо смазать самым тщательным образом. Такой нехитрый прием не только лишит Вас необходимости обращаться к инженерам за ремонтом, но и существенно продлит жизнь вашему наконечнику. Единственное, что необходимо помнить, так это то, что все вышеперечисленные средства для промывки огнеопасны. Поэтому необходимо соблюдать элементарные правила противопожарной безопасности.
Уход за турбинными наконечниками
Отдельного внимания заслуживает вопрос о смазке и уходе за турбинными наконечниками всех видов и типов. Турбинные наконечники работают в диапазоне до 400000 об/мин. Поэтому смазка этих наконечников имеет первостепенное значение для их работоспособности. В инструкции по эксплуатации наконечника Вы прочтете, что наконечник необходимо смазывать через каждые 20-30 мин непрерывной работы. Давайте постараемся понять, зачем это нужно. Если опустить все инженерные нюансы, то можно сказать одно: при такой скорости вращения отсутствие смазки - это «смерть» для подшипника, а следовательно, для ротора. Все производители наконечников рекомендуют смазывать своими маслами, но это не принципиальный момент. То есть это не значит, что чем дороже масло, тем оно лучше. Практически все современные турбинные наконечники смазываются аэрозольным маслом. Исключением является только продукция фирмы Bien Air, у которой смазка осуществляется густой смазочной пастой из дозирующего тюбика. Хотя каждый производитель рекомендует использовать только свою смазку, по большому счету, они очень похожи и при замене смазки W&H на смазку Sirona или KaVo, Вы разницы не почувствуете. Нет необходимости НТС-300 смазывать смазками Sirona или W&H. Но то, что его необходимо смазывать турбинным маслом – это закон.
Некоторые производители выпускают отдельно смазочный и очищающий спреи. Будьте внимательны! Очищающий спрей представляет, по сути, растворитель, призванный очистить наконечник от масла с грязью перед последующей смазкой. Его применение без последующей смазки является недопустимым. Хотя применять смазку без очистки можно. Покупая масло неизвестного производителя - проверьте его. Разотрите каплю масла, предполагаемого для покупки, между большим и указательным пальцами. После 30 секунд активного растирания на пальцах должна остаться (на ощупь) масляная пленка. Если ее нет или она практически не ощущается, от такого масла лучше отказаться. В нем слишком много растворителя и мало масла. Использование такого состава приведет к ускоренному износу подшипников.
Перед началом работы в отверстие, куда заходит воздух, Вы из баллона с турбинной смазкой, через специальную насадку, в течении 3-5 секунд, вдуваете масло. И если на салфетке кроме жирных пятен нет ничего – Вы закончили смазку. Если есть черные разводы, повторяйте эту процедуру до тех пор, пока разводы не исчезнут. Потом 2-3 капли масла впрыскиваете в отверстие, куда вставляете бор. Если в течение приема пациента наконечник работает более чем 30 минут, то смажьте его после этого времени еще раз. Не ленитесь, это продлит ему жизнь.
Если Вы будете придерживаться этих рекомендаций, Ваши наконечники будут работать дольше, а следовательно, Вы будете их реже ремонтировать и меньше тратить денег.